Проявление агрессии у детей в отношении животных.
"Тот, кто привык считать бесполезной жизнь любого существа, рискует прийти к мысли о бесполезности жизни человека" Альберт Швейцер
Тема агрессии и жестокого отношения к животным, к сожалению, весьма актуальна. И что печальнее всего - практически ежедневно мы сталкиваемся со случаями издевательства над кошками и собаками со стороны детей и подростков. Такое поведение нельзя воспринимать как «безобидные детские шалости».
Уважаемые родители! Если ваш ребёнок мучает домашнего питомца или проявляет жестокость к бездомным животным – это серьёзная проблема. В первую очередь стоит искать причину внутри семьи, а возможно, вашему ребёнку требуется помощь специалиста.
Важно помнить, что малыш уже в три года способен понимать, что его действия причиняют другому боль. Уважаемые родители, старайтесь активно формировать в ребенке такие качества, как сочувствие и сопереживание. Ни в коем случае не наказывайте ребенка, который проявил жестокость по незнанию или неосторожности, постарайтесь доступно объяснить ему, какой ущерб он причинил своими действиями. Ребенок должен сам задуматься над последствием своих действий, начать сопереживать, а не замкнуться в себе, после того как на него накричали.
источник: http://www.detka-konfetka.ru/
На вопросы по проблеме детской жестокости нам отвечает Наталья Сергеевна Волкова - психолог-психоаналитик, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП - Россия) www.psyanalys.ru г.Новосибирск
- Наталья Сергеевна, скажите, пожалуйста, в чем причины жестокого отношения детей к животным? Как отличить намеренную жестокость от познавательного любопытства?
- Примерно до 2.5-3 лет ребенок относится к другим детям и животным, как к неживым объектам, с которыми можно обращаться как с игрушками: взять или бросить, толкнуть или прижать, укусить, насыпать на голову песок и т.д. Пока ещё нет понимания того, что другому живому существу может быть больно или неприятно. После 3 лет все эти действия рассматриваются как жестокое отношение.
Известная поговорка: «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей». Так и жестокое отношение детей к животным является следствием большого количества внутренних страхов, неуверенности, беспомощности и ещё - неумения, неспособности (невозможности) с этими чувствами справиться. И, как известно, лучшая защита – это нападение, т.е. агрессия. Любая агрессия – это защита от страха, неуверенности, тревоги и результат отсутствия базисного доверия по отношению к жизни в целом, а также недостаток эмоционального развития и, как следствие, неспособность справляться со своими враждебными (обида, гнев, страх) чувствами. Таким образом, обычно одновременно присутствуют страх и агрессия. Только когда одно чувство проявлено в поведении, другое подавляется, и мы ничего не знаем о нем.
Часто мы можем наблюдать перенаправление враждебных чувств от «старшего к младшему», от «сильного к слабому». И «ниже по статусу» у ребенка остается только, например, кошка или хомяк. Именно механизм перенаправления, перенесения враждебности и лежит в основании жестокого обращения с животными и вообще с теми, кто слабее тебя. А так же ещё один психологический механизм, который называется «идентификация с агрессором». Это когда ребенок свои чувства страха, боли, беспомощности переносит, например, на животное. А сам становится большим и сильным, смелым и уверенным агрессором. Таким образом он пытается разрешить свои психологические, эмоциональные проблемы, справиться с чувством неполноценности, беспомощности, страха, обиды. Невозможность адекватного выражения своих враждебных чувств, неприятие их со стороны ухаживающих взрослых, и, как следствие - эти чувства (обида, гнев) подавляются и перенаправляются. Таким образом, единственная возможность проявлять эти чувства остается только в отношении объекта, который слабее тебя и не может «нанести ответный удар». Такая вот «домашняя дедовщина».
Вопрос: Откуда берутся враждебные чувства? Обычно они есть у всех. Различие только в их «качестве и количестве». Враждебные чувства несут информацию человеку о том, что в окружающем мире существует какая-то опасность и необходимо принимать соответствующие меры (борьба или бегство, другими словами - агрессия или страх). Опасность может быть как для физического тела (травмы, физическая боль), так и для психологического благополучия (душевная боль – унижения, насмешки, угрозы, оскорбления, обман, несправедливость). Таким образом, если в жизни ребенка много ситуаций, в которых он чувствует опасность, то и количество враждебных чувств у него будет соответствующим.
Способность сознательно опознавать и адекватно выражать любые чувства, присущие человеку – относится к сфере эмоционального развития. Научить этому - задача воспитания. Ведь любовь – это и есть способность понимать чувства другого человека, принимать и разделять их. «Счастье – это когда тебя понимают». В процессе воспитания и общения, родителям необходимо помогать ребенку научиться опознавать и адекватно проявлять все чувства и эмоции. Это и есть любовь и внимание, про которые так часто говорят, что их не хватает. Важнейшее понятие воспитания – справедливость. Ведь ощущение несправедливости (происходящего) и невозможность восстановить справедливость вызывает чувства обиды, гнева, страха, опасности, желание восстановить справедливость или отомстить. Будьте справедливы к своим детям.
Чувства ребенка формируются в зависимости от отношения авторитетных фигур его детства. Ребенок - маленький, беспомощный и зависимый от окружающих взрослых. С самого рождения у ребенка через отношения с родителями (или ухаживающими взрослыми) начинает формироваться очень важная уверенность в том, что в нужный момент (в ситуации опасности, физической или психологической) родители придут на помощь. А также будут справедливы в отношении него, не допустят физического и психологического насилия (т.е. не будут сами создавать или провоцировать в отношении ребенка ситуации опасности - физической, психологической). Адекватное родительское отношение формирует чувство базисного доверия и влияет на всё последующее восприятие жизненных ситуаций. Базисное доверие – это то, как человек воспринимает жизнь. Оно определяет и то, как он относится к окружающему миру. «Жизнь добра и прекрасна, и я могу быть великодушным и справляться с трудностями». Или: «Жизнь полна угроз и опасностей, я буду подозрительным, злобным и недоверчивым».
Золотое правило этики: «Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой» - напрямую относится к воспитанию. Чувство сострадания ребенок может иметь, если в важных именно для него моментах ему сострадали взрослые. Он идентифицируется с этим отношением и в этом случае сам может проявляться сострадательно, так как эти чувства у него есть в жизненном опыте. Только через личный опыт отношений со значимыми взрослыми приобретаются эти чувства. Если кто-то из родителей проявляет часто неоправданную строгость, даже жестокость, то и ребенок будет способен проявляться таким же образом, особенно по отношению к тем, кто слабее него.
- Стоит ли родителям беспокоиться по этому поводу, или проблема решится сама собой? Какие конкретные шаги следует предпринять родителям, если ребенок был замечен в жестоком обращении с животными?
- Обязательно нужно обратить на это внимание. Необходимо помочь понять ребенку, отчего он так поступает. Объяснить ему, как чувствует себя животное, что ему больно и страшно. И показать, что намного приятнее быть сильным и храбрым защитником. Если самостоятельно справиться не удается, то следует обратиться к специалисту, так как речь может идти о нарушении в эмоциональном развитии. Необходимо понять, что идет не так. Два фактора влияют на эмоциональное развитие: внутренние конфликты, обусловленные фазами психического развития ребенка и, так называемые, эволюционные вмешательства – жизненные обстоятельства и отношения, которые могут нарушать нормальный ход психического и физического развития. В отдельных случаях может понадобиться курс детской психоаналитической психотерапии. С помощью психотерапии можно разрешить внутрипсихические конфликты, а так же выявить и скорректировать негативные эволюционные вмешательства.
Итак, можно смело утверждать, что ребенок проявляет агрессию в отношении животных в ситуации, когда не может излить ее на взрослого. Когда существует конфликт между взрослым и ребенком, малыш как бы хочет "наказать" взрослого, но не может. Он переносит это чувство на того, кто слабее, на животное. Зачастую это любимец «обидчика». Если у вас возникли подозрения, что причиной агрессивности ребенка являетесь вы сами, то необходимо в срочном порядке начать работу по разрешению возникшего между вами конфликта, возможно, проблема жестокого обращения с животными самоустранится. Не имеет никакого смысла просто налагать запрет на садистское обращение с животными. Во-первых, вы не всегда можете проконтролировать ребенка. Во-вторых, это не решает проблемы, малыш найдет другой выход выразить вам свой протест, например, испортит вашу любимую вещь. Зачастую своей жестокостью по отношению к животным дети выражают несогласие. Это может быть несогласие с завышенными требованиями, давлением, насилием со стороны родителей. Допустим, ребенку говорят: «Если не получишь сегодня пятерку по контрольной, не пойдешь гулять». Ребенок в душе протестует, но открыто пойти против родителей из-за страха наказания не может и проецирует свою жестокость на животных.
Так или иначе, причина подобного поведения ребенка в большинстве случаев кроется в отношениях с родителями.
Учите своих детей добру и состраданию – на собственном примере!
Материал подготовила Наталья Немкова
Материал добавлен: 02.02.2013 в 17:59, категория: Животные