Скоростной трамвай от Пашино до ОбьГЭСа.
Строители скоростного трамвая заключили сделку с банками, чтобы полностью изменить транспортную сетку сибирского мегаполиса.
Проект скоростного трамвая, разговоры о котором ранее отдавали прожектерством, наконец обрел реальные очертания. В минувшую пятницу мэр Новосибирска Владимир Городецкий, а также представители госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) подписали меморандум о развитии скоростного трамвая в Новосибирске. Как заявил 20 февраля вице-мэр Андрей Ксензов, банки согласились оплатить 70–80 % стоимости проекта, которая ориентировочно составляет 15 млрд руб. В результате этой сделки через 20 лет в Новосибирске должна появиться принципиально новая транспортная сеть, призванная объединить метро, скоростные трамваи и электропоезда.
17 февраля в Красноярске произошло событие, которому, возможно, суждено стать ключевым в создании новой транспортной инфраструктуры Новосибирска, а именно создании трех линий трамвая, по километражу превышающих сетку нынешнего метро.
Как значится в меморандуме, подписанном мэром Владимиром Городецким, а также представителями ВЭБ и ЕБРР, «скоростной трамвай будет представлять собой систему рельсового городского общественного транспорта, которая соединит северную и южную часть Новосибирска через реку Обь, а также существующую систему метро с основными жилыми районами города, снижая таким образом загруженность улично-дорожной сети и улучшая качество атмосферного воздуха».
Пока что в России скоростные трамваи ездят лишь в Волгограде, теперь же подобные проекты внедряются во многих городах. Среди сибирских — Новосибирск и Красноярск.
По словам вице-мэра Андрея Ксензова, в 2012 году новосибирские специалисты будут обосновывать инвестиции (на эти и другие подготовительные работы мэрия выделила 20 млн руб.), в 2013-м окончательно решится роль банков в финансировании проекта, а в 2014 году (по оптимистичным прогнозам) начнется строительство первого трамвайного «коридора» — от площади Маркса до ОбьГЭС, через Затулинку и Краснообск. Ориентировочный срок работ — 5–7 лет, столько же времени закладывают на строительство одной станции метро.
В этом году роль банков — прежде всего ВЭБа — будет заключаться в безвозмездной помощи по консультированию обоснования инвестиций.
«ВЭБ является государственной корпорацией и основным экспертом при распределении бюджетных средств инвестиционного фонда РФ на такие проекты, — рассказывает Михаил Никулин, доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ и идеолог проекта скоростного трамвая в Новосибирске. — Поэтому если город по итогам обоснования инвестиций даст заявку в инвестфонд, то все равно экспертизу он будет проходить в ВЭБе — так что хорошо, что мы заранее заключили с ним протокол о сотрудничестве».
Меморандум предполагает, что проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства. Форма этого партнерства пока не ясна, также у мэрии нет четкого понимания, кто станет владельцем скоростного трамвая.
«Сейчас мы думаем, что это будет акционерное общество со стопроцентным муниципальным капиталом», — отметил господин Ксензов. Оперативного комментария от банков получить не удалось.
Стоимость строительства трамвайного коридора намного дешевле, чем метро. «В мировой практике 1 км линии метрополитена мелкого заложения стоит 100 млн евро (4 млрд руб.), средняя стоимость километра для скоростного трамвая стоит от 10 до 50 млн евро, то есть в 2–5 раз дешевле», — рассказывает Михаил Никулин.
Сейчас планируется построить три ветви скоростного трамвая: от площади Маркса до ОбьГЭС, от площади Маркса до «Толмачёво» (через Западный жилмассив и новый Экспоцентр) и от площади Калинина до Пашино (через «Родники» и «Снегири»).
Пускать скоростной трамвай в Первомайский район, Кольцово и Академгородок не целесообразно, считает господин Ксензов: в этом направлении будет работать «Экспресс-пригород» (проект скоростной электрички). Последний, впрочем, находится в глубоком финансовом кризисе, и планы его поэтому крайне туманны.
Средняя скорость скоростного трамвая (с учетом остановок и торможения) составит 24–35 км/ч. Для сравнения: средняя скорость у наземного транспорта в Новосибирске сегодня 16–20 км/ч, а у метро — до 40 км/ч. Перекрестки, по словам разработчиков, он будет преодолевать по надземным эстакадам и подземным туннелям. В случаях пересечения трамвайной линии с мелкими дорогами (например, внутриквартальными) безостановочному движению трамвая будут помогать светофоры.
Мэр Владимир Городецкий назвал безосновательными страхи ветеранов метростроя о том, что скоростной трамвай помешает строительству метрополитена. По его словам, трамвай наоборот обеспечит больший пассажиропоток метрополитена и увеличит его рентабельность. «Никто не покушается на те направления, куда будет подводиться метро: аэропорт «Северный», Ключ-Камышенское плато и МЖК, — объясняет Михаил Никулин. — Что же касается слов о неудобстве поездки трамвая зимой, то это полная ахинея. Двойной стеклопакет и печка решают все проблемы».
Источник: НГС.НОВОСТИ
Материал добавлен: 23.02.2012 в 20:51, категория: Новости региона
К пенсии прокатимся.