История Новосибирского судоходного шлюза берет свое начало в 1933 году, задолго до ввода шлюза в эксплуатацию.
В тридцатые годы Госплан СССР, начав изучение вопроса орошения Кулундинской степи, разработал первоначальную схему использования реки Оби. В победном 1945 году ленинградскому институту «Ленгидропроект» было поручено составление проектного задания и рабочего проекта по строительству Новосибисркой ГЭС, и летом этого же года прибыла на место сооружения гидроузла, в Нижние Чёмы, комплексная изыскательская партия.
Подготовительные работы по сооружению Новосибирского гидроузла начались в 1950-м, тогда был организован участок для возведения судоходных сооружений на правом берегу Оби. Это и стало моментом начала строительства Новосибирского шлюза. Параллельно с подготовкой трассы шлюза велось строительство жилых домов и инфраструктуры — подъездной дороги, школ, клуба, столовой, магазина, детского сада. За семь лет, к началу срока временной эксплуатации, была проделана огромная работа — появился не только гидротехнический узел, вырос целый микрорайон Новосибирска - под названием Шлюзы. В период с 17 мая по 27 июня 1957 года в штат было зачислено 66 человек. Для грамотной эксплуатации Новосибирского шлюза требовался хорошо обученный персонал, но никто из принятых в штат рабочих ранее на действующих шлюзах не работал. Были организованы учебные группы с механической, электрической и судопропускной специальностями, начальники вахт были направлены на обучение и стажировку на Волго-Донской канал. В результате ко дню запланированного ввода Новосибирского шлюза во временную эксплуатацию весь персонал сдал экзамены по программе технического минимума и был готов к работе.
И вот знаменательный день — 27 июня 1957 года. Именно с этой даты начался отсчет деятельности Новосибирского судоходного шлюза. По воспоминаниям очевидцев, в тот день с раннего утра стали появляться празднично одетые люди. К 13.00 все места, откуда можно было видеть камеры шлюза, были заняты не просто любопытствующими — здесь стояли те, чьими руками было сотворено техническое чудо, проложен безопасный водный путь. Звучит команда к началу наполнения камер. Поток воды впервые заполняет камеру... Наконец звучит долгожданное: «Шлюз готов для судопропуска!» Теплоходы с высокой комиссией на борту подходят к причальной стенке, пришвартовываются...
Первое шлюзование в тот день продолжалось 1 час 28 минут. Новосибирский гидроузел был открыт и начал свою работу. Но не все было расписано радужными красками. Первая навигация, как утверждают работники шлюза, была самой тяжелой. С одной стороны, людям для безошибочной работы элементарно не хватало опыта, с другой стороны, одновременно с судоспуском велись строительные работы, что неизбежно приводило к сбоям. При этом судопропуск был интенсивным — до 17 шлюзований в сутки, особенно в сентябре. Сложности первой навигации тем не менее принесли неоценимый опыт для недавно сформированного коллектива шлюза. Первые ошибки и первые победы позволили понять, какие задачи являются первоочередными для специалистов-водников. За выводами незамедлительно последовали действия, направленные на повышение качества работы. Были организованы дополнительные занятия по технической учебе, сама конструкция шлюза слегка изменилась, была упрощена схема управления механизмами ворот и затворов. Наконец, 1 августа 1961 года Новосибирский гидроузел был принят в постоянную эксплуатацию.
В начале 90-х годов, после более чем тридцатилетней эксплуатации в тяжелых климатических условиях Сибири без капитального ремонта, Новосибирский шлюз оказался на пороге серьезной реконструкции. С 1996 по 2010 год на шлюзе проводились восстановительные работы по программному первому этапу реконструкции зданий и сооружений шлюза. Конечно, сибирские речники не могли обходиться без гидроузла, поэтому его деятельность не прекращалась ни на день. Результатом первого этапа реконструкции стало выведение Новосибирского шлюза из ограниченно работоспособного состояния. Второй этап реконструкции, который идет сейчас, предусматривает приведение механической части шлюза в работоспособное состояние. Предполагается замена ворот и затворов, а также реконструкция нижнего подводного канала.
В этом году исполнилось 55 лет эксплуатации шлюза. Это уникальное гидротехническое сооружение, единственное в своем роде. Во время празднования юбилея шлюза были награждены лучшие работники предприятия, коллектив получил поздравления от губернатора Новосибирской области, руководителей ФБУ Обского ГБУ и многих других.
Сегодня Шлюз обеспечивает грузоперевозки и связывает судоходством не только Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области с Алтайским краем, но и с районами Крайнего Севера, таким образом решая экономические проблемы Сибирского региона.
55 лет — большой исторический срок. За это время сменились эпохи, другой стала страна. И сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что трудный путь работниками шлюза и самим гидросооружением пройден достойно и профессионально».
Статью подготовила: Ольга Окунева.
Материал добавлен: 30.10.2012 в 22:37, категория: Новости региона